ГЛОБАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ ПИГМЕНТАЦИИ. В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КОЖУ НЕОБХОДИМО УКРЕПЛЯТЬ, А ЗАТЕМ ЗАЩИЩАТЬ

Данне Монтегю-Кинг

Доктор биохимии и фармакологии, основатель DMK (США)

.

Когда в конце 1960-х годов прошлого столетия я впервые путешествовал по Востоку, то заметил, что китайские женщины, в большинстве своем, имели замечательную фарфоровую кожу с малым количеством гиперпигментации, Позже я понял: это благодаря тому что в течение многих десятилетий мамы учили своих дочерей защищать кожу от солнца ношением шляп или зонтов.

В дополнение к этой практике, азиатские и восточные типы кожи от природы всегда были лучше защищены от фотоповреждения. Меланин — одна из защитных систем, которая оберегает кожу от солнечного повреждения — в обилии находится в китайской коже, она также насыщена природным бета-каротином.

 

Однако в последние десятилетия, даже естественно защищенная, кожа является мишенью для фотоповреждения и гиперпигментации. Озоновый слой над большой частью Азии значительно истончился из-за многих лет индустриализации и плохого контроля за загрязнением окружающей среды. Сегодня гиперпигментированная кожа — одна из наиболее частых проблем для китайских женщин, ей подвержены и китайские мужчины, которые все чаще начинают интересоваться anti-age процедурами и средствами. Европейцы также все больше потерпают от УФ-излучения, тем более не имея «встроенной» защиты, как у представителей азиатской, негроидной, латиноамериканской рас.

КАК РАБОТАЕТ МЕЛАНИН

Я часто представляю меланин как пигмент («краску») человеческого организма. Порция меланина хранится в аппарате Гольджи — одной из наиболее загадочных органелл каждой тетки нашего организма. Однако непосредственно в месте производства меланина должны соединиться два фактора, чтобы произвести ту самую защитную пигментацию, которая придает нам всем индивидуальный тон кожи.

Фермент тирозиназа и аминокислота тирозин должны вступить во взаимодействие, чтобы создать меланин. После того как меланин уже произведен, он переходит в режим ожидания — до тех пор, пока не понадобится в эпидермисе. На этом этапе меланин «закачивается» в меланоциты, с которыми и поднимается на поверхность кожи и становится защитной системой против фотоповреждения и других атак свободных радикалов.

Все на этой планете имеют приблизительно одинаковое количество меланоцитов. Чернокожие люди, однако, имеют меланоциты, которые полны пигмента. Их клетки распределяются по самой поверхности кожи и даже в стенке волосяных фолликулов и сальных желез. Это придает их коже блестящую, высокоотражающую поверхность, которая отталкивает солнечный свет от кожи и не допускает повреждения клеток кожи.

 

У китайцев производство меланина также располагается близко к поверхности кожи. Однако меланоциты кожи и китайцев, и азиатов не до конца заполнены пигментом, как у чернокожих людей, кроме того, меланин у китайцев богат витамином А в форме натурального бета-каротина, который придает легкий золотой оттенок их коже. Кавказские типы кожи имеют очень мало пигмента в меланоцитах. Кроме того, их меланоциты находятся глубоко под роговым слоем и не являются особенно защитными, как в случае с черной или китайской кожей. Этот тип кожи очень подвержен фотостарению. В случае травмы, повреждения или избыточной солнечной радиации сигнал «тревоги» посылается в меланоциты, и они быстро поднимаются на поверхность кожи в попытке защитить кожу от разрушения. Когда это происходит, мы темнеем — это и называется загаром.

ТИПЫ МЕЛАНОЦИТАРНОЙ АКТИВНОСТИ

Существует два типа меланоцитарной активности — пассивная и воспалительная. Иногда эти оба типа вовлечены в процесс формирования гиперпигментации одновременно.

Тип пассивной гиперпигментации — самый трудный для лечения. Такая гиперпигментация индуцирована гормональными изменениями, особенно у женщин. При любом радикальном изменении гормонального статуса, такого как беременность или менопауза, меланин поднимается на поверхность нерегулярно, формируя изолированные участки пигментации, контрастирующие с равномерным тоном загара. У беременных женщин это проявляется в виде более темных участков на коже носа, которые часто называют как «знак бабочки» (медицинский термин — хлоазма). У женщин постарше, проходящих менопаузальные изменения, часто формируются темные пятна на коже щек, лба и тыла кистей — они называются мелазмой.

Все эти более темные пятна становятся частью рогового слоя и омертвевшей клеточной структурой эпидермиса. Иногда они могут выглядеть приподнятыми, и их относят к «кожным бляшкам» (медицинский термин — лентиго).

Второй тип гиперпигментации, воспалительный, образуется путем формирования пигментных пятен из-за атаки или повреждения вне организма, не связанных с гормональными изменениями. Хотя, повторюсь, оба типа могут происходить одновременно. При любом повреждении кожи меланин поднимается и устремляется на ее поверхность, чтобы стать частью защитной системы заживления. Если повреждение изолировано одним или двумя участками, меланин поднимется в эти участки и формирует специфические темные пятна.

Вот список причин потенциальной воспалительной пигментации:

  • солнечный ожог:
  • химический (кислотный) пилинг;
  • избыточная микродермабразия:
  • химический ожог от духов или одеколона;
  • порез или глубокая ссадина на коже (если повреждение глубокое, может сформироваться патологический
  • гипертрофический рубец с темным меланином):
  • ожог пламенем.
  • акне (с участками темной пигментации там, где папулы и пустулы механически выдавливались вручную);
  • любая другая патология кожи, сопровождаемая повреждениями целостности кожи.

УДАЛЕНИЕ ГИПЕРПИГМЕНТАЦИИ

Удаление глубокой пигментации может занять длительное время. Пациенты, получающие профессиональные процедуры, достигнут результатов быстрее. Первый шаг удаления я называю «открыть двери». Это означает, что поверхностный слой старых, мертвых клеток должен быть удален. Когда это сделано правильно, кожа сразу становится светлой и сияющей, хотя хлоазмы и мелазмы так сразу не уйдут.

Наилучший способ достижения эффекта «открытых дверей» — удалить мертвые клетки с помощью ферментов. Благодаря тому, что ферментотерапия не влечет за собой радикальные изменения pH кожи, как кислоты или кислотные пилинги, практически отсутствует риск побочных реакций или усиления гиперпигментации. Ферменты «переваривают» мертвые клетки без кислот. Одна из самых последних причин гиперпигментации у китайских женщин — чрезмерная увлеченность АНА (так называемыми фруктовыми кислотами). Так как эти кислоты были получены из природных источников, все считали, что их можно безопасно использовать каждый день — но это не так.

По мере того, как омертвевшие клетки удаляются со всей поверхности лица и шеи («двери открыты»), теперь можно лечить изолированные участки более темной гиперпигментации. Делаем это с помощью временной остановки производства меланина, параллельно продолжаем удалять старые, более темные поверхностные участки с помощью ферментной терапии и кремов с низким pH.

 

Мы обнаружили, что некоторые растительные ингибиторы конкурентно блокируют контакт тирозиназы и тирозина, не позволяя этим двум объектам соединяться и формировать меланин. Существует несколько природных химических веществ, которые останавливают этот процесс. Среди них мы используем экстракты шелковицы, лакрицы, стенок клеток дрожжевых грибов и аскорбиновую кислоту. Стандартный отбеливающий агент применяем в единственном случае — при очень выраженной гиперпигментации и только определенный процент в качестве вечернего нанесения.

Сегодня существуют новые менее токсичные формы гидрохинона, но они все равно являются химическим веществом, которое реагируют на солнечный свет — и, по факту, создают еще большую гиперпигментацию. Однако, в нашем варианте применения гидрохинон может довольно быстро осветлить очень темные участки.

В случае с “бляшками» (лентиго — приподнятыми темными пятнами, которые бывают обычно у пожилых людей), они должны быть гидролизованы с поверхности кожи. В этом случае мы используем легкую смесь кислот (pH 3.3) в сочетании с рубефциантами (растениями, вызывающими псевдотепло). Это приводит к уплотнению и, затем, разрушению приподнятого участка гиперпигментации, который за 3-4 дня отшелушится без повреждения кожи. Любое количество пигментации, которое может после этого оставаться на коже, долечивается с помощью ферментотерапии и ингибиторов меланина.

ПРОФИЛАКТИКА ГИПЕРПИГМЕНТАЦИИ

Существует старая медицинская поговорка: «Унция профилактики стоит фунта лечения». И это верно. Предотвращение фотоповреждения до его начала — наилучшая форма терапии, однако она заключается сегодня в чем-то большем, чем простое ношение шляпы или зонта. Большие города с сотнями окон в высотных зданиях, тысячи автомобилей имеют отражающие поверхности, которые направляют солнечный свет в разных направлениях, в том числе и под шляпу или зонт. В современных условиях кожу необходимо укреплять и затем защищать.

Клетки Лангерганса в коже — это первые линии обороны против атак свободных радикалов и солнца. Они легко укрепляются с помощью бета- глюканов — оригинального семейства природных химических веществ, получаемых из грибов, растущих на ячмене или других зерновых. Ежедневное местное их нанесение стимулирует иммунную систему кожи и укрепляет клетки Лангерганса, делая их на 100% более эффективными, В дополнение, имитация природной кислотной мантии кожи токофероловыми маслами (витамин Е), усиленными коллаген стимулирующими свойствами L-аскорбиновой кислоты (как стабильной, так и нестабильной) также сделает кожу сильной в противодействие с травмирующими факторами окружающей среды.

После того, как этот этап пройден, жизненно важным является применение трансдермального солнцезащитного фактора, «Санблоки» которык включены в состав трансдермальных лосьонов или кремов, являются водорастворимыми и будут содержаться в пустотах кожи в течение нескольких часов. Этот тип формулы не будет ощущаться жирным на коже и не будет взаимодействовать с любым другим питательным кремом, которым пользуется человек. Он также не вредит макияжу, но при этом предоставляет максимально возможную защиту.

ФОТО- ИЛИ СВЕТОВАЯ ТЕРАПИЯ

В последние годы на выставках я вижу много аппаратов, в описании которых заявляется, что они устраняют гиперпигментацию с помощью световых волн различной длины, цветов или «мягкого» лазера. Одна британская компания даже обещает устранить гиперпигментацию всего за одну процедуру с использованием света. Я не комментировал данный подход просто потому, что он не казался мне логичным с точки зрения физики света. Но, как мы говорим в США, «судьи вышли на обед». И перед тем, как я пропускаю через себя любое суждение — является ли это жизнеспособным лечебным протоколом или нет,  я провожу полное исследование. Популярность чего-то абсолютно не означает, что это что-то на самом деле работает. Кислородная терапия является хорошим примером (наша кожа не дышит за нас), однако если за всей этой суматохой относительно световой терапии есть что-либо, я буду первым, кто это подтвердит.

Но, даже со всеми высокотехнологичными защитными системами, ничто полностью не защитит кожу от гиперпигментации, в особенности — от пассивной разновидности. Если у женщины проходят гормональные изменения, важно начинать получать профессиональные уходы немедленно, чтобы поддержать красоту кожи.

 

Гиперпигментация может быть ассоциирована с рубцовой тканью — темно-фиолетовой или красной на дне застарелых атрофических постакне рубцов, либо синюшного тона на  возвышающихся гипертрофических или келоидных рубцах. Корректная ревизия рубцов, в сочетании с меланин-терапией, может практически полностью смягчить «выдающийся» вид избыточной гиперпигментации, делающей рубец таким заметным. Когда пациенты увидят эти изменения, они будут еще больше вдохновлены продолжать процедуры по ревизии рубцов. А такие процедуры (без хирургии) могут длиться до 3-6 месяцев в зависимости от патологии у пациентов.

Во время любой профессиональной процедуры по лечению гиперпигментации результат полностью зависит от применения домашних назначений. То, что пациенты ежедневно делают дома, с четким выполнением режима — на 100% жизненно необходимо для получения конечного результата. Появление гиперпигментации, особенно пассивного типа, требует времени для устранения. Кроме того, гомеостаз и ритм жизни кожи наших пациентов должен быть восстановлен для того, чтобь избежать рецидива первоначальной проблемы. Я заметил, что многие врачи боятся прописывать домашние назначения, опасаясь, что из-за удорожания курса лечения пациент может уйти. Такой тип мышления называется «быстрые деньги», и он не имеют ни чего общего с профессионализмом. Несмотря на стоимость терапии, пациент видит, что появляются результаты, ему становится легче и он счастлив — наконец-то что-то сработало.

 

Помните: большинство пациентов с  запущенной гиперпигментацией имеют хроническую проблему и уже изучали какие-то процедуры. Они пришли к вам, потому что ранее им ничего не помогло. Возможно, потому, что были на приеме у того самого «доктора быстрых денег», который использовал популярный аппарат и «никаких домашних назначений».

Когда ваш пациент увидит серьезность ваших намерений к его проблеме, немного более высокая стоимость лечения не будет его волновать. Потом похвастаетесь своим результатом перед друзьями — и к вам придут новые пациенты. Никогда не бойтесь брать оплату, соответствующую вашему уровню профессионализма — вы действительно знаете, как диагностировать, лечить и направлять вашего пациента к успеху каждый день.